Сделать стартовойДобавить в избранноеНаписать письмо
О сайте На главную





На рыбалку по любому - Самарский рыболовный форум. Рыбалка в самарской области, рыбалка в Самаре, водоемы самарской области, реки самарской области, вести с водоемов

Поддержка проекта - 4WD.ru

Экстремальный портал VVV.RU

Главная  >  Беседка  >  Лирика  > 


Записки начинающего

Максим СМИРНОВ

Странно, что я это пишу, да? Обычно советы дают умудренные опытом профессионалы. Проехавшие сотни этапов соревнований, заслужившие почет и уважение в среде почитателей «своего» вида спорта, не раз поднимавшиеся на пьедестал, наконец. Я читал то, что пишут уважаемые спортсмены, взахлеб читал. Интересно, познавательно. Затягивает. Хочется тоже – сесть в злобно рычащий очень непохожий ни на что агрегат, услышать стартовый отсчет, рвануть вперед, помогая машине всем телом... И, в общем, в этом нет ничего недостижимого. Если очень хотеть, да иметь немного (немного!) средств для начала, то на старт вы, в конце концов, выйдете. В нашей стране это даже прощще, чем за границей – требования мягче. Но это – просто начало. Впрочем, давайте я немного о себе – чтоб сразу развеять возможные ошибки в восприятии дальнейшего текста.

Итак, о себе. Двадцать пять лет (немного :) ), по образованию – наладчик станков с ЧПУ, работаю инженером в проектном институте. Женат и не жалею :). Пытаюсь учиться в университете. Очки ношу. Курю многовато, пить не умею. Вот вам, так сказать, автопортрет. Сначала я начал покупать журналы полноприводной тематики. В них были отчеты с соревнований, и мне очень пришлась по душе идея – не просто пойти, куда глаза глядят с рюкзаком (что я уже делал), а взять с собой две тонны железа :) Потом нашел в компьютерных сетях (работа такая, привык все там искать) сайты клубов, рассказы участников.

И начался новый этап в моей жизни, который, я надеюсь, закончится нескоро. И тот скудный опыт новичка, который я приобрел с тех пор, я хочу представить на всеобщее обозрение. Почему появилось такое нескромное желание – наверное, именно потому, что еще новичок. И наступаю на все грабли подряд, и не по одному разу. А хочется кому-нибудь помочь, так как неприятно это – в темноте с размаху между глаз. Помочь, просто рассказывая здесь все, что со мной происходит. А так как наступаю на грабли я уже два года – есть, о чем рассказать. Рассказывать буду, как придется, не судите строго – я не писатель. И технических подробностей может быть будет многовато. Важно, чтобы вы при прочтении помнили – это не произведение, а монолог, причем живой монолог, он будет расти и меняться. Присылать отзывы, предложения, вопросы или просто поругаться можно по адресу msmirnov@lmniip.spb.ru.

С чего начать? Если есть возможность, то можно просто купить себе подготовленную в тюнинговом ателье машину. С гарантиями, пожизненным обслуживанием и так далее. Этот путь я рассматривать не буду, так как просто не знаю. Да и редкость это на 1/6 (или сейчас меньше?) суши.

Как было со мной – купил Ниву. Самую обычную, и даже нестарую. Начал ездить, сначала просто на работу, потом по грунтовке, по лужам, по поребрикам... показалось мало. Начитавшись и насмотревшись на спортсменов – залез в грязную лужу на пустыре. К утру выкопали :), но пыл это приключение не охладило. С друзьями (на таких же обычных машинах) начали по выходным выезжать на природу, залезая с каждым разом все дальше и дальше. И очень быстро оказалось, что стандартная машина на такие приключения просто не рассчитана – плохо ей, да и большую часть времени проводишь, пытаясь просто отъехать от асфальта хотя бы на километр. Значит, надо машину модифицировать.

Вот тут кроется первая большая проблема, на которой споткнулось много моих товарищей и просто знакомых. Естественный выбор – начать улучшать то, что уже есть. А нужно-то, в действительности, сесть и спокойно поразмыслить, что вы от машины хотите. Если просто чуть-чуть не хватает, чтобы доехать до любимого места рыбалки, охоты, или дачи в лесу – это одно. Тогда действительно – чуть более «злые» колеса, ручная лебедка на всякий случай, лопата, топор и ручная пила, хорошая веревка, пара толстых досок. С этим простейшим набором можно выбраться откуда угодно, правда времени уйдет много. Ведь если специально никуда не лезть, остаются только неожиданности, а они редки.

Совсем другое дело, если цель состоит именно в преодолении серьезных препятствий ради самого процесса. Тут нужно тщательно изучить литературу (ее, к сожалению, очень немного) о своей машине и возможных способах ее улучшения, посмотреть на результаты, показываемые данной моделью на близких по условиям соревнованиях (обязательно статистику за несколько лет!), послушать мнения как можно большего количества людей, занимающихся этим видом спорта (причем профессионально или нет – для начала неважно, да и сложно найти профессионала, который согласиться с вами разговаривать, тут главное статистика). И решить – стоит ли делать спортивный агрегат из вашей машины. Ведь постройка спортивной машины – это очень дорогой, долгий и трудный процесс. И если выбрать совсем неподходящий прототип – перед вами закроются двери желанных соревнований просто потому, что именно на вашу машину физически невозможно установить требуемое регламентами оборудование. А уж если начали готовить машину – остановиться на середине очень непросто, так как продать сырой образчик ваших автостроительных талантов абсолютно нереально – спортсменам он не нужен, а обычному автолюбителю тем более. Мой личный опыт – попытка приспособить «Ниву» для трофи-рейдов. Опыт этот с треском провалился, к счастью я не успел совсем изуродовать машину, но потерянных сил, денег и главное времени очень жаль.

При выборе своего будущего призового рысака очень желательно сразу решить, каким из множества видов соревнований внедорожников вы хотите заниматься. Машины для джип-спринтов, джип-триалов и трофи-рейдов (это далеко не все) очень сильно отличаются. То есть можно выйти на старт скоростной гонки на огромном триальном монстре, но результат будет совсем нехороший. Универсальность же невозможна в принципе, очень разные условия. Для примера, автомобиль для трофи-рейда (если у вас нет технички, которая возит за вами запчасти, продовольствие и все остальное) должен быть не только проходимым и простым в ремонте, но еще и более-менее удобным и комфортным для долгой езды, вместительным и грузоподъемным. Когда я увидел огромную гору вещей, нужных экипажу из трех человек (правда, с опытом вы будете брать меньше, но абсолютный минимум все равно довольно объемен) для 9-дневного путешествия, я признаться просто растерялся. А еще есть оборудование и запчасти... Машина для коротких соревнований (или если лагерь стационарный) может быть маленькой и легкой, даже открытой. Если соревнования проходят рядом с крупными городами – можно использовать при постройке различные сложные устройства типа бортовых компьютеров, «думающих» подвесок и тому подобного «умного» железа, которое на коленке не исправишь. И долговечностью многих деталей можно пренебречь, если есть возможность менять их на каждом этапе (магазины-то рядом).

Продав Ниву, я моментально наступил на следующий садовый инвентарь. А именно – купил уже подготовленную и даже прошедшую несколько соревнований машину. Нельзя этого делать. Машина – это ваш партнер по экипажу, и строить вы ее должны исходя из собственных привычек, которые очень трудно ломать. Если они есть, эти привычки. Но в любом случае – спорт это очень большие нагрузки на технику. И в проехавшей сезон машине, скорее всего, осталось очень мало годных деталей. Так что если продавец – не ваш лучший проверенный друг – не надо. Собственный печальный опыт – в моем УАЗе от купленного набора «сделай сам» на данный момент (полгода не прошло) остался кузов, рама и частично салон. Остальное пришлось выбросить. При этом сразу выбросить жалко – и с трудом восстановленные агрегаты один за другим не выдержали нагрузки. Очень обидно сходить с соревнований по причине постоянных поломок :(. Конечно, после каждого выезда вы будете что-то менять, ремонтировать или делать заново в своей машине, но это процесс творческий и потому приятный. А если постоянно заниматься решением проблем, накопившихся в машине без вас – можно оказаться погребенным под лавиной развалившихся не вовремя и не к месту агрегатов. Мне после одного-единственного (правда, долгого и сложного) соревнования пришлось все лето и часть осени вытряхивать из машины «тараканов», и процесс еще очень далек от завершения. Причем большинство этих дырок были в машине до меня.

Есть одна проблема, которая видимо существует только в нашей прекрасной стране. А именно сохранность вашего автомобиля. Я наивно полагал, что высокая яркая машина, немыслимо размалеванная рекламой, со следами ударов о деревья и треснутыми стеклами никого не интересует. Даже замков на нее не ставил – в УАЗе они не предусмотрены. Я сильно ошибался. Мою машину угнали прямо из-под окон, после соревнований, прямо в таком ужасном виде, да еще без тормозов. Поверьте, когда крадут полностью перебранную своими руками машину – это очень тяжело. Мне повезло, я ее нашел, добрые люди помогли (очень помогли, безмерно благодарен и готов платить тем же). Теперь вместо мягкого верха у меня жесткая крыша, все двери и капот заперты, багажник завинчен болтом. К сожалению, сигнализацию поставить нельзя – она просто не выживет, сейчас думаю над надежным противоугонным устройством.

Предположим, что машина построена. Одному ездить нельзя, нужен экипаж. Если у вас уже есть штурман – прекрасно. Но есть очень большое отличие тесного замкнутого мирка автомобиля от повседневной жизни. И прекрасный во всех отношениях давно знакомый человек может совсем не подходить на роль штурмана. Экипаж должен действовать как единый организм – хотеть одного и того же, при обсуждении вариантов действий быстро принимать взвешенные решения, которые подходят обоим. Психологический фактор очень важен, поверьте – лучше чтобы штурман не знал, с какой стороны север и путался в тросе лебедки, но «сросся» с вами характером. Остальному можно при желании научиться. Экипаж лучше «прикатывать» самостоятельно, заодно и машину испытаете. Когда щелкает секундомер и вокруг на километры непроходимое болото – прикатываться уже некогда, нужно действовать.

Следующий важный этап, наступающий в карьере любого спортсмена – официальные соревнования. Машина готова, и вам хочется «себя показать и других посмотреть», вполне естественное желание. Тут возникает множество проблем, и по большей части далеко не технических. Вы ведь никогда на соревнованиях не были. И у вас нет хорошего знакомого, который вам все по пунктам разъяснит. Малознакомые спортсмены в один голос говорят «езжай, будет интересно!». Большая часть информации о том, что вас ждет – это телепередачи, статьи в журналах и газетах, впечатления уже побывавших. Когда я читаю собственный очередной отчет о каком-либо мероприятии я всегда ловлю себя на мысли, что очень уж все здорово получилось – все проблемы были незначительны и быстро решались, окружающие люди все как один благожелательны и готовы помочь, погода прекрасная, в общем не жизнь, а сказка. А по-другому и не напишешь – ведь если бы никакого удовлетворения не было – зачем ездить? Да и забываются неприятности, отчет-то не сразу пишется.

Действительность несколько менее радужна. Как любое ограниченное сообщество, джиперы делят себя на несколько слоев. Есть «корифеи», которые начинали много лет назад (в нашей стране этот срок – 7-10 лет), они обычно руководят собственным клубом или входят в Совет Ассоциации отечественных клубов. К их мнению прислушивается большинство, они устанавливают законы и правила в этом отдельном мире, спорить с ними не принято. Остальные джиперы тоже делят себя по срокам, которые они ездят на официальные мероприятия. То есть вы, как новичок, должны быть готовы к тому, что ваше мнение пока никого кроме вас не интересует, а вот будучи высказанным вслух повредить вам может. Что-то не нравится – нужно терпеть или уходить (не участвовать в непонравившемся мероприятии). Тут уж все зависит от характера. Я, к сожалению, не смог удержаться от нескольких довольно громких демаршей. И был публично наказан – как словом, так и мммм... в общем, тоже словом, но более неприятно. Когда хороший знакомый начинает втолковывать вам, что «ты еще «салага» и должен молчать и не высовываться ни в коем случае» – становиться сильно не по себе и хочется бросить все к чертям, настолько все это не сообразуется с идеальным миром, построенным вашим воображением и журналистами. И когда к вам неприкрыто несправедливо относятся – надо терпеть. И очень внимательно изучать каждый регламент (там кроется много неприятных моментов и ловушек, которые не афишируются), и смотреть по сторонам широко открытыми глазами, ища приемлемые лазейки из ситуации, в которую вы попали. Взывать к «справедливости» бесполезно, вас просто не поймут, спорт – это очень жесткий мир. Ничего не поделаешь – повторюсь, здесь всего два пути. И если хотите остаться в спорте – терпите и зарабатывайте престиж проведенным в этой тусовке временем, набирайтесь опыта. Что я и собираюсь делать с этого момента. Только буду делиться наблюдениями с теми, кому интересно это читать. Надеюсь, что мне это не повредит.

Ну вот, я побывал на "Bloody Heavy 2001". И наконец-то дошел до финиша. Поделюсь новыми наблюдениями. Итак, на этот раз мне повезло дважды - я нашел штурмана и мы попали в очень хорошую группу. То есть на маршруте все разногласия решались быстро и без конфликтов, все работали слаженным коллективом. Это очень здорово, и именно это было решающим. Штурманы ни минуты не сидели в машинах (кроме случаев когда это было необходимо), каждый понимал свою задачу. Я, как менее опытный член группы, старался изо всех сил, и у меня по-моему даже многое получалось :). Дни, проведенные под машиной со времени "Ладоги" тоже дали о себе знать - поломок практически не было. Но даже будучи уверен в своей машине, я после каждого этапа проверял жизненно важные узлы, и не зря.

Обязательно перед любым, даже кажущемся легким этапом, готовится ко всему. С собой обязательно нужно иметь запас пищи, воды, оборудование для жизни в лесу (спальник, плитку или примус, набор медикаментов), хорошо иметь навигационное оборудование (GPS) и средство связи (CB), сменную одежду полностью, набор инструментов для автомобиля и НЗ топлива и смазочных материалов. Нельзя зацикливаться на том, что на машине стоит крутейшая лебедка - любая техника может отказать, и очень хорошо уметь обходится минимумом средств (веревка, санд-траки и хайлифт, а то и простой домкрат). А для лебедки хорошо иметь удлиннитель - стальной трос метров на 15 - 20, так как в самый нужный момент вам будет не дотянуться до спасительного дерева. Лампы и предохранители тоже необходимы - после брода фары обычно перестают гореть, причем как раз к темноте :). И обязательно иметь фонарь. Я с трудом нашел собственный автомобиль, отойдя от него метров на 100 в темноте.

На этапе вам встретятся судейские бригады. Учтите, что там могут оказаться люди, абсолютно не сведущие в том виде спорта, который они обслуживают. Однако советы они давать любят, и далеко не всегда их надо принимать на веру :) Поверив совету одного из судей мы потеряли кучу времени и попали в очень неприятную ситуацию (предложенная дорога по склону на поверку оказалась спуском болота, в чем мы убедились только зарыв машину по самые .... :(. Еще одна опасность - встреча на этапе с другой группой спортсменов, движущихся по своему маршруту. В легенде о встрече ни слова, а скорости большие и повороты закрытые. Иногда можно налететь на брошенный автомобиль, причем его хозяев не заботит безопасность (я уж не говорю о перекрытии трассы) и в полной темноте грязный автомобиль видно буквально на расстоянии руки. И никогда не надейтесь на то, что пройденный вчера участок трассы останется таким же назавтра - за вами по тому же месту могут пройти другие участники соревнований и изменить место до полной неузнаваемости.

 

Источник: SPB.CARS.4X4.TEAM










Copyright © OFF-ROAD MONSTERS, 2002-2004         Поддержка проекта - 4WD.ru