Сделать стартовойДобавить в избранноеНаписать письмо
О сайте На главную





На рыбалку по любому - Самарский рыболовный форум. Рыбалка в самарской области, рыбалка в Самаре, водоемы самарской области, реки самарской области, вести с водоемов

Поддержка проекта - 4WD.ru

Экстремальный портал VVV.RU


назад

Укрощение строптивого винча

Продолжение

Еще было хорошо, что мы все время не спускали глаз с наматывающегося на барабан троса. В основном получалось, что он сбивался в кучу то в правом, то левом его углу, быстренько выбирал все свободное место между барабаном и корпусом лебедки и зажимался! Если бы мы этого вовремя не замечали, на тросе обязательно остался бы едва заметный залом, который ослабил бы трос и в будущем помешал его нормальной укладке на барабан.

А когда машина глубоко садилась "на мосты", мы с Сеней зацепляли трос за деревья повыше - с таким расчетом, чтобы при его натяжении передок "Сабурбаныча" немного приподнимался. В противном случае его нос начал бы, натурально, "пахать". И если, несмотря на наши тонкие расчеты, трос все равно упрямо шел параллельно земле, не отчаивались. Во-первых, мы приподнимали передок джипа хай-джеком (он же хай-лифт, он же домкрат). Во-вторых, при его отсутствии можно было бы наклонно подставить под трос кусок бревна так, чтобы при натяжении троса бревно встало вертикально и приподняло бы машину!

"Провинчевавшись", наверное, с час, мы наконец доползли до поляны. По счастью, спасительная и здоровая ель на ней росла, но слишком далеко от нас и под углом. Поэтому после того, как мы протащились на лебедке всего с десяток метров, наш трос еще хуже запутался. Пришлось остановиться, распустить и снова как следует уложить использованный отрезок троса - "колтун" из шести-семи витков в углу барабана существенно уменьшил тяговое усилие лебедки и мы могли даже ее "спалить"!

Чем меньше на барабане троса, тем больше тяговое усилие лебедки. Если винчеваться приходится часто, не стоит мучить мотор лебедки, каждый раз сматывая трос до конца. А чтобы вытравленный конец не запутался, лучше намотать его на бампер в виде восьмерки.

Тертый внедорожный калач Юра Овчинников очень остроумно использует "потешные фонарики" на крыльях. Бампером он теперь может пользоваться по прямому назначению, без боязни повредить трос.

Что делать, метр за метром осторожно тащимся за несчастную елку, трос все наматывается и наматывается на барабан, но когда до "свободы" нам остается совсем чуть-чуть, "тянущего" усилия лебедки снова не хватает, несмотря даже на повышенные обороты движка и помощь колесами. Уже не переживая, спокойно достаем блок и, заведя в него трос, крепим с помощью шакла на корозащитной шлее. Тяговое усилие нашей лебедки увеличилось почти вдвое - выехали! Но теперь Сеня никак не может развернуть шакл, и мы оказываемся намертво "привязанными" к дереву. А все потому, что закрутив шакл до упора, он забыл ослабить его на пол-оборота.

Ничего, все-таки едем дальше! Наконец, вокруг стали появляться лесовозно-трелевочные признаки разумной цивилизации. При проезде по "мостику" - наваленным как попало бревнам над канавой - мы в очередной раз немножко задержались, свалившись с бревен правым бортом и повиснув над ручьем. Я скорей хватаю трос, вытягиваю его вручную. Оказывается, бревна уперлись нам снизу во что только можно, и если бы Семен не догадался глянуть под машину, оторвали бы "Сабурбанычу" всякие тяги, пороги и трубочки к чертовой матери. Подсунуть под машину домкрат нам было непросто, но ощутимо дешевле ремонта.

Но подняв все-таки джип и подложив под него разных дубин, мы явно поспешили и вначале зацепились то ли за телеграфный, то ли за электрический столб. Но он начал почему-то падать! А ведь и точно, подумали мы. Столбы-то скорей всего закопаны неглубоко, так как не рассчитаны на то, чтобы вешать на них "Сабурбанычи" на лебедках! Слава богу, мы успели вовремя остановиться, решив не дожидаться делегации из оставшейся без света (или связи) деревни. Вряд ли колхозники пришли бы нам помогать.

Полностью счастливый человек.

Но вот мы почти добрались до цели когда уже на самом подъезде к даче путь нам преградил застрявший "Лэндкраузер-сотка" Сениного соседа Володи. Вначале мы хотели просто дернуть бедолагу-"Крузера" тросом лебедки, но хорошо, что не стали. Лебедочный трос достаточно тонкий рассчитан под неторопливое растяжение, и в таком случае порвался бы до обидного легко. В общем, решили мы "Крузер" лебедкой тащить. Но прежде чем "винчеваться", поставили "Сабурбаныча" на ручник, чтобы наша собственная лебедка не затащила нас в ту же западню.

Однако, вышеуказанный способ не подошел - "сотка" и так тяжелая, а тут еще "сидела" чересчур глубоко. Сеня долго рычал мотором, выруливая на "Сабурбаныче" между деревьями, чтобы упереться бампером в дерево - но не краем его, а местом крепления к бамперу лонжерона рамы, чтобы собственный бампер не загнуть. А дальше - ой, пришлось нам с этим "Крузером" попотеть и понапрягать свой "винч" по полной программе.

Хорошо еще что сосед нас вовремя предупредил: "С "автоматом" не вздумайте тягать меня на "паркинге"! И ведь действительно, вспомнили мы при "Р" (паркинге) блокируется коронная шестерня планетарного ряда автоматической коробки, и так как "Крузер" завяз глухо, лебедка неизбежно начнет подтаскивать нас к нему даже на ручнике, и не дай бог, коробка "порвется" - то бишь срежет зубья этой самой шестерни! Эвакуировать-то из леса "Сабурбаныча" как? Но волновался Володя напрасно: Сеня уже поставил на N (нейтраль) свою раздатку. А ведь существуют джипы с АКПП, у которых "нейтрали" в раздатке нет!

Главное при подъеме машины в гору - страховочные канаты.

Перевязывать канаты по мере подъема машины нужно попеременно и как можно быстрей, чтобы ни на мгновение не оставлять трос в одиночестве.

А еще сосед Вова, мужик опытный, вдруг ни с того, ни с сего снял с себя куртку и накинул ее на наш гудящий от напряжения трос. Как он объяснил, это страховка вполне способная погасить энергию внезапно лопнувшего троса. Тем не менее, вылезшие из "Сабурбаныча" наши любопытные девчонки (я имею в виду Иветту с Альбиной) отошли от машин подальше и очень умно попрятались за деревья. Ведь разрыв на отрезке "куртка - лебедка" высвободил бы хотя и не очень длинный но все равно опасный хлыст, способный с необычайной легкостью раскроить череп не только какой-нибудь там Виолеттке с Сабинкой, а даже самому дубоголовому джиперу. Вдобавок, в процессе сматывания троса мы периодически останавливали лебедку и сдвигали куртку-страховку подальше (если кто еще не понял, такой страховкой может с успехом служить любая шинель или бревно).

Тем временем тертый, как выяснилось, внедорожный калач Володя зорким глазом непрерывно оглядывал весь наш трос во избежание задевания им различных препятствий. Но озорник трос просто норовил за что-нибудь задеть! Чтобы менять его направление нам неоднократно пришлось использовать блоки. А чтоб он не ползал по земле, мы то и дело подкладывали под него полешки. Иначе новый Сенин трос очень скоро бы разлохматился, в этих местах образовались заломы. В конце концов, трос не выдержал бы и порвался - жалко!

Короче упарились мы все настолько, что поневоле нам приходилось делать краткие передышки. Во время них мы натурально, разожгли костерок, девчонки разложили закуску и даже решили нам чаи приготовить. Таганка разумеется у нас не было, поэтому закончив винчеваться и закрепив блок на ветке мы подвесили им кан с водой надогнем прямо на тросе.

Во время ремонта в походных условиях лебедка вполне может поработать подъемным краном.

Надо лишь исхитриться закрепить блок на треноге или самой толстой ветке баобаба.

Ну, а вечером в Сенинои сауне мы как следует расслабились после трудного дня, взахлеб расписывая самим себе собственные подвиги во всей красе. Жанне с Кариной вроде тоже понравилось. Отдохнули настолько, что утром, точнее ближе к обеду, мы с Сеней решили побыть немножко еще и восходителями. Теперь модно стало покорять на джипах вершины! Спустились к речке, выбрали склон покруче, нашли более-менее свободный коридорчик среди деревьев, и айда винчеваться. Первый раз подтянулись на лебедке, а перецепляться-то как? Очень круто, и тормоза просто уже не держат. И тут нам в головы пришла просто гениальная мысль: мы достали из багажника канат, привязали его к проушине на бампере и, по мере подъема машины, стали перевязывать его все выше и выше вокруг разных деревьев, служивших нам временными "якорями". Чтобы при внезапном обрыве троса страховка удержала бы машину от падения вниз. Когда поднялись совсем высоко, стали использовать даже два страховочных каната, чтобы ни на секунду не оставлять трос в одиночестве. Само собой, перевязывали мы канаты ТОЛЬКО ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ ЛЕБЕДКИ. И в одном месте из-за того, что путь наверх никто толком не посмотрел, внезапно уперлись в поваленный ствол громадного дерева. Заранее распилить его да скинуть вниз - было бы раз плюнуть, а так как под ним уже висел джип, пришлось основательно повозиться...

Согласитесь, что лазить по крутому склону вдоль висящего на лебедке и страховочных тросах "Сабурбаныча" было нелегко. В связи с этим вполне был понятен мой соблазн кратчайшим путем перейти на другую сторону, просто-напросто перешагнув через нагруженный трос. Так вот, задрав над ним еще только первую свою ногу, я внезапно задумался и покрылся холодным потом, а теперь прямо говорю всем: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не делайте этого! Просто представьте себе последствия...

Нам же с Семеном, наверное, повезло, и за два дня мы не только как следует оттянулись, но без последствий набрали в "винчевании" колоссальный опыт, который, надеюсь, и вам пригодится. А Лолка с Нателлкой обещали обязательно поехать с нами еще раз!

Удачи вам на винче!!!

 

назад

Источник: Club 4x4 №1 1999

 










Copyright © OFF-ROAD MONSTERS, 2002-2004         Поддержка проекта - 4WD.ru