Сделать стартовойДобавить в избранноеНаписать письмо
О сайте На главную





На рыбалку по любому - Самарский рыболовный форум. Рыбалка в самарской области, рыбалка в Самаре, водоемы самарской области, реки самарской области, вести с водоемов

Поддержка проекта - 4WD.ru

Экстремальный портал VVV.RU


Белый слон

Андрей СУДЬБИН

фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА

На Востоке белый слон - это совершенно особое животное. Так, например, от белого слона Айравата произошли остальные Дингнаги - великие слоны, на которых держится вселенная... Махападма, слон Ямы, охраняющий юг; Вамана, слон Варуны, охраняющий запад; Сарвабхаума, слон Куберы, охраняющий Север. Скажу больше: трубный рев белого слоны возвестил людям о рождении Будды! Так стоит ли удивляться тому, что лишь короли могли владеть символом силы, достатка, проницательности и долголетия...

Виталий Гавинский:

- Эта машина была собрана в Иране в 1991 году. В мои руки она попала в 99-м в полуразобранном состоянии, но с пробегом всего 27 тысяч километров. Вообще Patrol - фантастически надежная машина, и вскрытие показало, что при всей внешней убогости механика была в полном порядке. Машина изначально строилась как универсальный автомобиль, который мог участвовать и в трофи-экспедициях, и в ралли-рейдах. Первыми серьезными соревнованиями для машины были "Тосненские болота" в апреле 2000 года. В то время она была еще достаточно стандартной, хотя уже стояли 35-е колеса, был сделан боди-лифт и вырезаны арки. Тогда впервые сказалось то, что машина длиннобазная. Да, мы прошли трассу, но сделать это было непросто. Буквально за месяц, к "Ладоге-2000", машина была поднята кардинально. Был сделан лифт подвески, мосты перенесены под рессоры, и установлено по два амортизатора на колесо. Машина реально поехала, и поехала очень неплохо, но выявилась новая проблема: при серьезном ударе передними колесами у нее "складывались" рессоры. За "Ладогу" мы угробили две штуки, а третья кончилась сразу после возвращения. Так что наш результат оказался весьма скромным - мы пропустили целый этап из-за того, что в местной кузнице выковывали новые коренные листы из уазовских. Потом были безуспешные попытки просто усилить рессоры, но подвеска перестала работать. После этого мы и приняли решение о коренной переделке и сконструировали оригинальную пружинную переднюю подвеску. К счастью, у нас это получилось почти сразу. На "Александр Браун трофи - 2000" эта новая подвеска с пружинами и рычагами от ТЛК-80 была опробована. В этом виде машина существует и по сей день.

Наш "белый слон" - просто воин. На его железной шкуре шрамы от многочисленных внедорожных битв, но тем не менее он все так же уверенно упирается в землю массивными ногами грязевых колес тридцать пятого диаметра. А родом он, естественно, с Востока - когда-то это был просто Patrol иранской сборки. Тут надо заметить, что Nissan Patrol - это вообще одна из излюбленных платформ для строительства внедорожных монстров. И это не случайно... Простая, отработанная конструкция, мощный двигатель, надежные неразрезные мосты и относительно несложная лифтовка - вот основные факторы, привлекающие к этой машине любителей бездорожья.

Главное назначение машины - дальние походы. Ведь для спринтерских дисциплин наш "белый слон" слишком велик, тяжел и неповоротлив. А вот в марафонах немалые размеры превращаются в плюс - можно взять с собой все необходимое. А что не уместится внутрь можно загрузить на солидный экспедиционный багажник. На нем же размещена дополнительная светотехника и мощные сэнд-траки, могущие послужить мостиком через непреодолимую на первый взгляд канаву. Наш воин, разумеется, несет на себе и боевые доспехи (мощный бампер со встроенной лебедкой позволяет при необходимости "убрать" деревце или проломиться сквозь кустарник). А вот каркас безопасности - это память о начальном периоде обучения. Дело в том, что машину тогда готовили как "универсального солдата", пригодного к участию как в ралли-рейдах, так и в трофи-экспедициях. Впрочем, лишним этот элемент безопасности не кажется. И хотя в трофи не бывает переворотов на высоких скоростях, он не раз выручал в критических ситуациях. Есть, правда, у каркаса и отрицательная сторона: управлять "боевым слоном" без шлема не очень-то уютно - того и гляди хорошенько приложишься о толстую стальную трубу.

На рабочем месте штурмана - полный навигационный комплект: TerraTrip 202, приемник GPS, штурманский свет и мощная СВ-радиостанция. Под капотом - проверенная временем рядная бензиновая "шестерка" Р-40. Простой, надежный и неприхотливый двигатель с нижним расположением распредвала имеет близкую к "дизельной" характеристику крутящего момента и очень хорошо подходит для внедорожной езды. Мотор почти всеяден и с легкостью готов переваривать такие горючие жидкости, которые и бензином-то назвать язык не поворачивается... Единственный его недостаток - это, пожалуй, приличный аппетит (особенно на холостых оборотах).

"Дышит" "слон", разумеется, через хобот шноркеля. А как иначе штурмовать глубокие броды? Причем снизу моторный отсек закрыт куском самого обычного линолеума. Последнее позволяет не опасаться, что, плюхнувшись в грязевую ванну, наш "слон" намертво забьет грязью ячейки радиатора и перегреет свое шестикамерное сердце. Впрочем, в особо сложные моменты остудить его помогут принудительно включаемые электровентиляторы. И все же главное для бойца с бездорожьем - подвеска. Тут-то и начинаются основные отличия "белого слона" от стандартной машины. Начнем с крупа... Здесь изменения минимальны - задний мост Nissan, с полностью разгруженными полуосями и главной парой диаметром 12 дюймов, не потребовал каких-то серьезных переделок. Рессоры перенесены поверх моста (на чулки наварены соответствующие площадки и установлены сдвоенные амортизаторы Моnгое Gas Magnum). А вот передний мост подвергся более серьезнейшим переделкам. Прежде всего усилены и проварены чулки моста, а под картер редуктора установлена "лыжа" из рессорной стали. Дальше - больше... Место рессор заняли пружины и рычаги от Toyota Land Cruser 80. Вот только расположены они совсем не так, как на "восьмидесятке", - пружины упираются прямо в лонжероны рамы, а рычаги находятся с наружной стороны. Неудивительно, что данное решение потребовало усиления "шеек" между балкой моста и шаром. Но тем не менее результат налицо - приваренные стальные утолки гарантируют, что даже при серьезных ударах колесом о препятствие эти места (именно там самая маленькая толщина металла) не погнутся. И это несмотря на значительно большие, чем "штатные", колеса и жесткие амортизаторы. Кстати, двойные амортизаторы от той же "восьмидесятки".

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о защите рулевого управления. Можно, конечно, и здесь использовать "защиту-лыжу". Но, во-первых, она съедает дорожный просвет, а во-вторых, при движении задним ходом, словно ковш скрепера, набирает в себя глину (подчас полностью заклинивая "рулевое"). Создатели "белого слона" пошли другим путем... Посредством установки специально изготовленных проставок рулевая сошка была поднята вверх, а рулевая тяга расположилась над и чуть позади балки моста (под ее надежной защитой). Короткая рулевая тяга также поднялась вверх, и теперь ее защищает мощный бампер. Но самое удивительное, что геометрия рулевого управления была не только сохранена, но и улучшена: тяги ушли в четкий горизонт и их положение оказалось "правильнее", чем у штатного Nissan Patrol (при работе подвески как на отбой, так и на сжатие отклонения происходят "от нуля"). Это простое и в то же время достаточно эффективное устройство пришло на машину из мира ралли-рейдов. Охватывающие передний мост стропы имеют на своем конце шпильки, позволяющие закрепить верхний конец стропы в одном из четырех фиксированных положений (разница между верхним и нижним положениями порядка 200 миллиметров).

Но хватит досужих рассуждений, пора бы и на собственной шкуре почувствовать, какова она, поступь "белого слона"! Жаль только, что погода нам в этом не благоволила... Дело в том, что снега уже не было, а серьезной грязи (естественной среды обитания этого подвида) еще не образовалось. Ну да ладно, проверим работу подвески... Ограничитель хода в среднее положение - и вперед!

Через промерзлые бугры внедорожного полигона "белый слон" движется уверенно, неспешно и с достоинством (как и полагается слону). Мосты исправно "крестятся", а колеса ни на секунду не теряют сцепления с грунтом. Правда, спешить как-то не хочется - огромный капот существенно ограничивает обзор. Видно лишь то, что находится метрах в десяти перед машиной. Впрочем, к этому достаточно быстро привыкаешь.

Чтобы проверить вывешивание, нам приходится "уронить" одно из колес внедорожника в глубоченную яму. Да и то не могу сказать, что вывешивание получилось очень эффектным - расположенный по диагонали каток еле-еле оторвался от земли. Честно говоря, я не был уверен, что "белый слон" сможет самостоятельно выбраться из этого положения, и на всякий случай приготовил буксирную стропу. Но, несмотря на отсутствие блокировок межколесных дифференциалов, предосторожности оказались излишними - фыркнув мотором, машина выбралась на свободу.

Да, ничего не скажешь - рулится автомобиль на неровностях просто замечательно (да и на асфальте он ведет себя вполне прилично). Не зря же колдовали мастера над рулевыми тягами! Ни для кого не секрет, что машины с большими ходами подвески зачастую страдают тем, что на каждой неровности, будь то яма или бугор, они шарахаются в сторону, заставляя водителя постоянно орудовать рулем. "Белый слон" в этом плане отличается отменной выучкой - на любой скорости он едет прямо. Ну а какой подъем может взять наш герой? Очень похоже, что здесь - любой. Даже как-то неинтересно... Ну что ж, так и запишем: "Нету здесь и сейчас для "белого слона" достойных препятствий".

Поперечные уклоны тоже преодолеваются весьма пристойно. Несмотря на свой рост, при движении поперек склона "слон" не демонстрирует намерения перевернуться, если угол не превышает 30 - 35 градусов. Видимо, центр тяжести нашего бойца расположен достаточно низко. Впрочем, делать какие-либо резкие движения в этой ситуации все-таки не рекомендуется. И вообще главный принцип водителя "белого слона": "Не спеши, и твой слон проедет". И это не пустые слова... Наш герой, например, был единственным длиннобазным автомобилем, одолевшим на "Ладоге" каменный триал. Ну а если серьезно, то некоторые неудобства длиннобазный Patrol все же испытывает: в болотах (по причине изрядного веса) и в густом лесу (по причине немалых габаритов). И даже вмятины на его боках - это не следы леденящих душу переворотов: их оставили стволы деревьев, когда полноприводное "животное" продиралось сквозь частокол стволов. А вот глубокие колеи, глина, броды, овраги ему нипочем...

В заключение хочу вспомнить еще одну легенду о белых слонах... Когда король Сиама хотел разорить неугодного вельможу... он дарил ему это "священное чудовище". Дело в том, что избавиться от королевского подарка вельможа не мог, а содержать его было уж слишком накладно... Но наш-то - не из таких!

Источник: Club 4x4 №5 2002










Copyright © OFF-ROAD MONSTERS, 2002-2004         Поддержка проекта - 4WD.ru